Учителю-предметнику

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЖУРНАЛА

Методические рекомендации по учету организационно-воспитательной работы в классном журнале  (в помощь классному руководителю учреждений общего среднего образования)

 Методические рекомендации по учёту часов организационно-воспитательной (далее ОВР) работы дают возможность классному руководителю вести надлежащий учёт этих часов.

Учёт часов ОВР отражает содержание работы классного руководителя с учащимися и его родителями.      

Введение

В соответствии с Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года №283, воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день) [1, стр.61].

При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. В журнал записываются наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности.  Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневниках классного руководителя, или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении [2, стр.14].

Для записи в классном журнале часов ОВР предлагаются следующие виды деятельности:

  1. Индивидуальная и групповая воспитательная работас учащимися и их родителями:
  • проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями записывается, как 0,5-1час

Пример:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Индивидуальная беседа с учащимся  Ивановым И.К.

0,5

13.05

Индивидуальная беседа с родителями Ивановыми К.Т.

1

Справочно: Ф.И.О. ребенка и его родителя записывается в журнале без указания темы беседы, а также накануне индивидуальной беседы с учащимся(ся), родителями составляется рабочий план с кратким описанием темы, целей и содержанием беседы. 

  • проведение бесед, круглых столов, развлекательно-образовательных мероприятий  с классом по здоровому образу жизни, профилактике противоправного поведения учащихся, по безопасному поведению учащихся. Организация встреч с известными и знаменитыми людьми, диспутов – 0,5-1часа;

Справочно: Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. План может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний проводятся беседы о профилактике  гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года следует рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Беседа «О вреде курения»

0,5

19.12

Викторина «Правила поведения на дороге»

1

08.11

Тематическая встреча с ветераном Вов Лавровым И.С. «Эти годы в памяти хрантся»

1

09.12

Круглый стол «Мы за здоровье» с представителем здравоохранения

1

  • проведение классных часов, собраний по текущим вопросам – 1час;

Справочно: Классный час проводится еженедельно по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса учреждения образования.

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Классный час «О вреде курения»

1

  • проведение информационных часов – 0,5часа (обязательно указание темы, 1 раз в неделю);

Справочно: При заполнении классного журнала указывается дата проведения и тема информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч при продолжительности информационного часа 20-30 мин, 1 ч- при продолжительности информационного часа 35-45 мин.

Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Информационный час «Важнейшие общественно-политические события уходящего года» (информ-дайджест)

0,5

  • проведение тематического информационного  часа – 1 раз в месяц (обязательно указание темы);

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Тематический информационный час «Безопасные и полезные каникулы»

1

  • изучение условий проживания  ребенка в семье – 1час  (не более 2-х часов в месяц). Для 1,5 классов – в течении 1 четверти, 2-4, 6-11 классы – в течении учебного года изучаются условия проживания ребенка в семье. При замене классного руководителя новому классному руководителю необходимо заново изучить условия проживания в семье.

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Изучение условий жизни и воспитания обучающихся

1

Справочно: Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося

Дата

Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего

Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов)

     

В таблице указывается удовлетворенность условиями (если не замечено каких-либо поводов для тревоги или требующие дополнительного внимания (требуются кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует  дальнейшего изучения или особого внимания).

  • проведение классных родительских собраний не реже 1раза в четверть не более – 2часов (указывается тематика)

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Родительское собрание «Профилактика девиантного поведения»

1,5

  • проведение мониторинга уровня воспитанности учащихся – 0,5 - 1 час (2 раза в год);

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Мониторинг уровня воспитанности за первое полугодие

0,5

  • планирование  работы с классом – 1 час (2 раза в год).

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Планирование работы с классом

1

  1. Организация культурно-массовой работыс учащимися:
  • организация и проведение экскурсий в учреждения культуры (музеи, выставки и т.д.) – 1-1,5часа (данные мероприятия должны быть организованы и проведены  непосредственно самим классным руководителем, либо являться общешкольным мероприятием);
  • участие в шествиях, демонстрациях санкционированных и поддерживаемых органами исполнительной и распорядительной власти – 0,5часа;

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

09.05

Участие в шествии в рамках акции «Бессмертный полк»

0,5

  • организация и проведение экскурсий, туристических походов,  поездок,   дискотек – не более 3-хчасов за один раз (данные мероприятия должны быть организованы и проведены  непосредственно самим классным руководителем, либо являться общешкольным мероприятием);

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Экскурсия в Беловежскую пущу «По страничкам истории»

1,5

  • организация и проведение культпоходов в театры, кино, на концерты – 1,5 - 2часа;

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Посещение кинотеатра, просмотр и обсуждение тематического фильма «Света нет»

1,5

  1. Организация общественно-полезной деятельностиучащихся:
  • проведение субботников по озеленению и уборке школьной территории, организация посадки и уход за зелеными насаждениями на территории, прилегающей к зданию школы, закреплённой за классом – 1- 1,5час (1 раз в четверть);

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Акция «Чистый двор»

1

17.03

Республиканский субботник

1,5

Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.

  • организация и проведение санитарной уборки класса – 1 час (1 раз в четверть).

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Санитарная уборка класса

1

Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.

Примечание:

Проверка дневников, организация питания, посещение уроков у учителей-предметников, оформление документации в классном журнале и другие виды деятельности, предусмотренные должностными обязанностями классного руководителя, не фиксируются. Запись в журнале должна совпадать с планированием воспитательной работы.

Не допускаются исправления, пометки.

Запись о количестве записанных организационно-воспитательных часах за неделю, месяц в журнале, не прописывается.

Запись об общешкольных мероприятиях  в журнале не прописывается.

В начале и в конце учебного года делается запись о проведении праздника первого и последнего звонка.

Литература: 

  1. Сборник нормативных документов «Рекомендации по организации деятельности классного руководителя», 2013. №17.1-80, стр.61
  2. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Планирование воспитательной работы в классе и её учёт» НГ № 4 - 41 от 20.03.2003 г.
  3. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования». Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №6, 2012.

Учителю-предметнику

2019/2020 учебный год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению в учреждениях общего среднего образования первого урока в 2019/2020 учебном году Загрузить

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2019/2020 учебном году Загрузить 

Асаблівасці арганізацыі адукацыйнага працэсу пры вывучэнні вучэбных прадметаў «Беларуская мова» і «Беларуская літаратура» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Иностранный язык» Загрузить

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Математика» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Информатика» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Человек и мир» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Обществоведение» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «География» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Биология» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Астрономия» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Химия» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» Загрузить

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Музыка» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Трудовое обучение» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» Загрузить 

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» Загрузить

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» Загрузить

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Загрузить 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2019/2020 учебном году» Загрузить 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2019/2020 учебном году профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» Загрузить