Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома
Государственное учреждение образования
Щитковичская средняя школа Стародорожского района
Лето - прекрасная пора и отличная возможность, чтобы отдохнуть, оздоровиться и весело провести время в компании со своим ребёнком. Конечно же, у вас есть множество вариантов отдыха: на даче, за городом у родственников, поездки к озеру, в лес и другие. Ну а если возможности уехать, у вас нет, не расстраивайтесь, в городе тоже можно хорошо отдохнуть.
Ведь игры с родителями - это неотъемлемая часть развития ребенка, укрепление здоровья и хорошее настроение. Совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:
ЛЕЙКА. Можно купить готовую или сделать ее из пластмассовой бутылки, проткнув в крышке несколько дырочек. Ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков, рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень жарко.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ. Ребенок может надувать мыльные пузыри, ловить их и просто смотреть, как они летят, подхваченные ветерком.
РИСУНКИ НА АСФАЛЬТЕ ЦВЕТНЫМИ МЕЛКАМИ. В процессе игры можно научить ребенка читать и считать. Если дорожка, на которой рисует ребенок, выложена из кирпичей, можно предложить ребенку закрашивать кирпичики разными цветами.
МЯЧ. Можно поиграть в футбол, прыгать через мяч, бросать в кольцо, «Кто дальше», «Кто выше». Игры можно усложнять, попросив ребенка подбросить вверх мяч и поймать его двумя руками, одной рукой, отбить (не ловить). Можно играть в игру «Съедобное – несъедобное». Съедобное - ловим, несъедобное - отбиваем.
КОРМИМ ПТИЦ. Дайте ребенку хлеб, пусть отщипывает понемногу и бросает голубям, или пшено, или семечки, и бросает их понемногу, то левой, то правой рукой. Это занятие развивает мелкую моторику ребенка. Кормление птиц прививает нежность и заботу, учит любить природу. Еще это интересно и познавательно - ведь ребенок сможет наблюдать поведение птиц в непосредственной близи: одни смелые, шустрые, другие - пугливые.
РИСУЕМ НА ПРИРОДЕ. Краски вокруг нас. Если вы отдыхаете на даче или живете в своем доме, вынесите на улицу мольберт, бумагу, гуашь, воду в банке, и пусть ребенок рисует все, что видит вокруг: небо, яблоню, куст смородины. Пусть старается передавать не форму, а цвет.
ОБРУЧ. Обруч хорошо подходит для летних прогулок. Его можно крутить на талии, шее, руках и ногах. Через него можно прыгать, как через скакалку, обруч можно подбрасывать, катать, использовать в различных играх.
ПРЫГАЛКИ. Прыжки через скакалку не только забава, это еще полезное гимнастическое упражнение. Длину скакалки нужно регулировать под ребенка. Для прыжков, где скакалку крутят взрослые, а ребенок прыгает, прыгалку нужно брать длинную.
СОБИРАЕМ СОКРОВИЩА. Это могут быть камешки, листики, палочки, шишечки, цветочки, семена растений. Собирая эти сокровища, детально рассказывайте малышу о каждой находке, сочиняйте сказки. Дома этот «клад» можно использовать для творчества.
НАБЛЮДАЕМ ЗА МАШИНАМИ. Выйдя из дома, не обязательно спешить куда-то. Оглянитесь вокруг, вы видите проезжающие мимо машины - ну и отлично. Это хороший повод поговорить о цвете машины, обсудить их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории.
РАССМАТРИВАЕМ ТРАВКУ, ЛИСТЬЯ, ДЕРЕВЬЯ. Расскажите малышу, что деревьев много, а листики у всех разные. Покажите. Сравнивайте их по размеру, цвету. Учите бережному отношению к окружающей среде.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ. Увидели на небе облака - понаблюдайте за ними, как они плывут, на что похожи.
ИГРЫ В ПЕСОЧНИЦЕ. Пересыпайте песок, делайте куличики. Это идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. Игра с пеком не только укрепляет пальчики ребенка, но и развивает мелкую моторику.
РИСУЕМ НА ЗЕМЛЕ ПАЛОЧКОЙ. Рисуем на земле палочкой животных или людей, придумываем к ним сказку. Рисуя, изучаем геометрические фигуры, буквы.
СОСЧИТАЙ. На прогулке можно заняться математикой: считайте камешки, палочки, совочки, ведерки, формочки и т.д.
ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ. Изображайте вместе с малышом «Кто как ходит». Во время изображения косолапого мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.
ПРОГУЛКИ ПОД ДОЖДЕМ.
Если ребенок здоров, гулять с ним нужно в любую погоду, даже если на улице идет дождь. Наденьте резиновые сапоги, непромокаемый плащ, возьмите зонт - и скорее на улицу. Гуляя, можно слушать дождь, как он стучит по зонту, по листве, по дорожкам, лужам, смотреть, как капли подпрыгивают, пускают круги на воде. Можно вспоминать стихи, потешки о дожде и солнце, поговорки о лете. Можно бросать в лужи камешки, палочки, листья и наблюдать за брызгами: какие тонут, а какие - нет. Пусть впечатления, полученные на прогулке, послужат вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, как подскажет вам ваша наблюдательность и фантазия.
Разговаривайте больше с малышом, ведь в процессе общения формируется его мироздание. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку узнавать что-то новое, сочинять, думать.
ИГРЫ ВО ВРЕМЯ НЕПОГОДЫ.
Можно вспомнить игры нашего детства: «горячо — холодно», «съедобное – несъедобное»
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Ролевые игры: в школу, в детский сад, доктора, парикмахера, повара, в домик или магазин. Прогулка летом должна сопровождаться подвижными играми, которые помогут детям быть в хорошей физической форме и быть в хорошем настроении. Лучше выбрать игры, которые нравятся большинству детей. Хорошо подойдут различные игры летом с использованием воды. Как видите, список получился весьма внушительным. В завершение хочется пожелать, чтобы занятия и игры с ребёнком на улице доставляли вам удовольствие.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Выходные являются для родителей теми самыми днями, которые они могут полностью посвятить своему любимому и дорогому ребенку. В эти дни развлечения могут быть самыми различными: все будет зависеть от того, что предпочитает Ваш ребенок, и каков его возраст. Достижением положительного результата будет являться счастливая радостная улыбка на лице Вашего ребенка, его звонкий громкий неумолкаемый смех!
Куда пойти с ребенком в выходные летом?
Лето - прекрасное время года, когда на улице светит приветливое теплое солнышко, звучит пение птиц, природа одевается в зеленый наряд, все вокруг наполнено ароматами душистых трав! Поэтому в выходной день предоставляется удивительная возможность ранним утром, когда воздух особенно свеж, трава сверкает глянцем от невысохшей росы и громко щебечут птицы, выехать с ребенком на природу.
В лесу в это время года можно наблюдать различные цветущие растения. Приобщите ребенка к природе, обратите его внимание на цветы. Можно, например, рассказать Вашему малышу, что у каждого растения есть свое любимое место, где ему хорошо расти. Так, ландыши и колокольчики любят лесную тень; гвоздика – сухой солнечный пригорок; незабудка – сырое местечко у ручья. Благодаря таким наблюдениям ребенок сможет осознать, что каждому растению нужны свои условия для жизни.
Также в конце июня в лесу начинает созревать земляника. Поэтому это прекрасная возможность попробовать эту сладкую ягоду. А самым грибным месяцем в году считается август. Поэтому в августе можно отправиться в лес
За грибами всей семьей. Научите ребенка, как нужно правильно собирать грибы: какие из них съедобные, а какие нет.
Предлагаем Вашему вниманию
МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ
«Прогулка в лес»
Рекомендуемый возраст ребенка:
старший дошкольный возраст (4-6 лет)
Цель: приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Задачи:
- систематизировать и расширить представления детей о разнообразии растительного мира лесного сообщества;
- формировать у детей бережное отношение к природе и ко всему живому;
- способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта с природой, желанию отразить эмоции и впечатления о путешествиях к местам отдыха в детских рисунках, в семейных стихах и рассказах.
Что необходимо учесть, собираясь в поход с ребенком?
- место отдыха в лесу нужно проверить, все его природные особенности: острые сучки, колючие кустарники, ямы и прочие опасности;
- заранее позаботьтесь о средствах защиты от насекомых;
- одежда и обувь для отдыха с ребенком в лесу. Лучше всего брать одежду, которая будет полностью закрывать руки и ноги, она сможет защитить от клещей и других насекомых. Хорошо для этой цели подходит спортивный костюм. В лесу всегда прохладнее, поэтому стоит прихватить, особенно деткам, дополнительную теплую одежду. Обувь должна быть, в первую очередь, удобной (кроссовки, мокасины). Помните о головных уборах;
- захватите воду для мытья рук.
Что взять с собой?
- воздушного змея, мячи, мыльные пузыри, машинки на верёвочке, теннисные ракетки, обруч и другие игрушки для активного отдыха;
- лупу, увеличительное стекло или микроскоп и превратитесь в исследователей;
- книжку и под красивым деревом почитайте стихи о природе;
- аптечку: йод, зелёнку, бинт, антигистаминное средство, преднизолон или дексаметазон (при укусе змеи), перекись водорода 3%, обезболивающие, активированный уголь.
В походе будьте наблюдательны и активны:
- слушайте вместе пение птиц, рассматривайте насекомых, придумывайте о них сказки и рассказы, поговорки, стихи, загадки;
- собирайте веточки, листочки, шишки разного размера и формы для поделок или аппликаций. Шишки, сучки, мох – много чего можно найти на природе, из чего вы вместе с ребёнком потом сотворите маленький шедевр. Шишки можно будет раскрасить к Новому году красками или облить клеем и обсыпать блестками. Из сучков, мха, тех же шишек и разнообразных травинок можно сделать картинку или изготовить фигурки и разыгрывать сказку на поляне из мха – получится домашний мини-спектакль;
- соберите гербарий или коллекцию камешков необычной формы и цвета;
- вспомните активные игры своего детства и научите играть в них детей и его друзей;
- в лесу найдите укромное таинственное местечко и расскажите ребёнку волшебную сказку.
Правила похода в лес!
Лес – это жилище и дом насекомых, животных и растений. Мы в этом доме – гости. А как нужно вести себя гостям?
С детьми обсудите конкретные правила:
- нельзя в лесу разводить огонь;
- нельзя разорять гнёзда птиц и муравейники;
- нельзя обижать животных и насекомых;
- нельзя в лесу шуметь;
- нельзя оставлять после себя мусор;
- нельзя ломать кусты, деревья, рвать цветы, траву и ягодные кусты с корнем;
- нельзя ломать ядовитые грибы.
Занятия и игры в лесу для детей.
Спросите у ребенка:
Какие растения в лесу самые высокие? (Деревья.)
Какие деревья растут в наших лесах? (Ответы детей.)
Как называются деревья, листья которых имеют вид иголок? (Хвойные.)
Назовите какие хвойные деревья вы знаете? (Сосна, ель, лиственница.)
Как называются деревья, которые зимой теряют свои листья (Лиственные.)
Назовите деревья, растущие в лиственных лесах. (Береза, осина, тополь, рябина, клен, липа)
Какие грибы и ягоды можно собирать?
Назови этажи леса (Деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи и лишайники).
Какую пользу приносит лес людям?
Кто ухаживает за лесом и помогает охранять его богатства?
Кто долбит дуб клювом, как долотом?
По деревьям ловко скачет и в дупле орешки прячет?
Рыжий и хитрый зверек, живущий в норке?
Сладкие лесные ягоды, прячутся на земле под листочками.
Домик на миллион маленьких жильцов у поляны?
Длинноухий и косой житель леса?
Он в берлоге спит зимой и лапу сосет?
Гриб в красной шапочке, мор для мух?
Поиграйте с ребенком:
«С какого дерева листочек?» (родители показывает поочередно листья березы, осины, рябины и т. д., дети отгадывают)
Игра «Родственники»: нужно назвать как можно больше предметов, у которых есть что-то общее, и рассказать о них. Например, ёлка и ёжик, их объединяет наличие иголок.
Игра «Пантомима»: нужно изобразить птицу или животное без слов так, чтобы участники смогли отгадать, о чем идет речь.
«Веселый пингвин».
Ходьба с зажатым между коленями мячом.
«Кто быстрее?». Кто быстрее проскачет вокруг пенька.
«Забрось шишку в обруч». Ребенок кладет шишку на носок ноги и должен забросить шишку в обруч. Расстояние до обруча полтора-два метра.
Охота за сокровищами. Спрячьте на участке любые предметы. Нарисуйте карту, где они спрятаны.
Разучите с ребенком:
Ю.Энтин "Песенка о лете".
Вот оно какое наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком.
На зелёной солнечной опушке
Прыгают зелёные лягушки
И танцуют бабочки подружки.
Расцветает всё кругом!
Мы в дороге с песенкой о лете,
Самой лучшей песенкой на свете.
Мы в лесу ежа, быть может, встретим.
Хорошо, что дождь прошёл!
Мы покрыты бронзовым загаром.
Ягоды в лесу горят пожаром,
Лето-лето жаркое недаром,
Лето – это хорошо!
Впечатления о прогулке мы предлагаем Вам отразить в фотоотчетах, видеороликах, рисунках, коллажах, творческих поделках, коллекциях природного материала, авторских книгах, т.д. Мы с большим удовольствием представим их на мероприятиях в учреждении дошкольного образования.
Желаем приятного познавательного семейного отдыха!
Приложение
Загадки
Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам Он последнюю рубашку раздарил по лоскутам. (лес) Стоят казаки, на них белы колпаки.(пни в лесу) Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает.(дерево, лес)
Зимой и летом одним цветом.(елка, сосна) Обожгу! Меня не тронь! Мои листья как огонь. (крапива)
Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (грибок) Маленький, удаленький сквозь землю прошёл, Красну шапочку нашёл. (подосиновик) На бору, на яру стоит мужичок, красный колпачок. (мухомор) На полянках девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. (березки) Малые детки сидят на ветке, как подрастут — на землю спрыгнут. (орехи, желуди) У мосточка под кусточком две лисички две сестрички. (грибы лисички) Стоит Егорка в красной ермолке, Кто ни пройдёт всяк наклонится. (земляника)
Весной зеленела, а летом загорала, Осенью надела красные кораллы. (рябина) Никто ее не пугает, а она вся дрожит. (осина) У меня иголки длиннее чем у елки, Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви только на макушке. (сосна)
Стихи
В лесу Алевтина Гусева
Мы ходили с папой в лес. Сколько всяких там чудес! Под пеньки и кочки Спрятались грибочки... Очень дружные ребята! Называются опята . Мы их находили, В кузовок ложили. Ещё видели ужа И колючего ежа... Ну, а белочка по веткам Убежала к своим деткам. А для младшего братишки Принесла домой я шишки. Вот, когда он подрастёт, С нами тоже в лес пойдёт. Сам увидит чудеса И какая там краса! Лес волшебный Ван Снайдер Протоптали ножки по лесу дорожки, Узкие тропинки сквозь кусты, травинки. Здесь гуляли феи шоколадки ели, Пёстрые обёртки собирали в свёртки. Пробегали кошки хлопали в ладошки Серые, пятнистые тёмные, пушиcтые. Лес волшебный-не простой здесь мы встретимся с тобой. Ровно в восемь-под сосной. Лесной оркестр из цикла времена года Груданов Евгений Всё в лесу поёт, ликует, Ухает, жужжит, танцует... И звучит, звучит окрест Дивный сказочный оркестр: Клюв о дерево стучит, Кто-то воет и рычит, Лает, кашляет, скрипит... Даже ночью лес не спит! Всё звучит и день, и ночь - Тишина уходит прочь!
Живой лес Ирина Сеньчукова
Я вчера узнал случайно, Есть у леса одна тайна. Оказалось лес живой! Дышит он, как мы с тобой. Он не ест, но воду пьет И от этого растет! И ему, как нам ребята, Солнце теплое приятно. Лес страдает и болеет, Разговаривать умеет! Всех накормит он едой, Потому, что лес живой! Необыкновенная страна Наталья Андреевна Майер Дети, открою вам тайну одну: Мы отправляемся в чудо-страну. Здесь она, рядом. Заветная дверца Вмиг распахнётся для доброго сердца. Эй, фантазёры, пожалуйте в круг! Старый пенёк мы обходим вокруг. Видите, вьётся тропинка в траве, Солнечный зайчик мелькает в листве. Зайчик прилёг на пенёк и заснул, Солнечной лапкой во сне шевельнул. Мы его, тронув за ушко, разбудим. Скажем, что все его знаем и любим. Солнечный зайчик с улыбкой кивнёт, Дверцу заветную вмиг отопрёт: В дивную сказку вступаем сейчас. В ней чудеса будут только для нас! Мы разбредёмся по чудо-стране… Белка орешки грызет на сосне, Слышно, как в травке мышонок шуршит, Ящерка юркая мимо бежит. Божья коровка на синем цветочке Бабочкам дарит цветные платочки. Стайкою бабочки вьются, порхают, Божью коровку пыльцой угощают. Два муравьишки спешат по дорожке. В воздухе пляшут весёлые мошки. Польку исполнил кузнечик на скрипке Для восхитительной крошки-улитки. Жук-композитор, присев у ромашки, Вальс сочиняет для желтой букашки. Пчёлка, жужжа, подлетела к цветочку – Жук записал эту нотную строчку. Шлют облака нам улыбок охапки, Сдул ветерок с одуванчиков шапки, А на берёзке щебечут пичужки - Две суетливые птички-подружки. В этой стране есть прозрачный ручей, Он неглубокий и просто ничей. Мы в ручейке искупаемся с вами, Солнце, ликуя, нырнёт вслед за нами! Всем, кто мечтает попасть в ту страну, Я потихоньку подсказку шепну: В поле, в саду и в лесу не спешите, Дверцу откройте и тихо войдите. Только прошу: не шуметь, не кричать И насекомых в траве не пугать. Птиц и животных жалейте, любите, Их удивительный мир - БЕРЕГИТЕ! Лес вашей дружбы хочет
Наталья Юртова
Порою летней чудный лес Встречает, словно сказка, В нём много красок и чудес - Прекрасен он и ласков. Ты береги его красу - Не загрязняй природу, Не трогай ёжика, осу - Им всем нужна свобода! С собою мусор уноси Из леса поскорее, Зверюшкам плохо жить в грязи, Я знаю - ты поверь мне! Стрекозок, бабочек , шмелей Не задевай сачками, Полянки с ними - веселей, Понаблюдай с друзьями. Не нужно обрывать цветы, Ломать кусты, деревья, Жить лучше в мире красоты - Без всякого сомнения! А повстречаешь гнёзда птиц - Не подходи и близко, Не нужно нарушать границ - Ты - человек, не киска! Не уноси домой детей Пушистиков - зверяток, Мамули их без малышей От горя будут плакать. Не следует шуметь и петь Нам во лесных хоромах, А лучше тихо посмотреть На муравьёв весёлых. Не обижайте муравьят, Ломая муравейник, Они построить дом хотят - Любой из них - затейник. Костры не нужно разводить Под кронами деревьев, Чтоб не пришлось огонь тушить - Пожар в лесном владении. Вы берегите красоту - Любой живой росточек, Несите в сердце доброту - Лес вашей дружбы хочет.
Лесные жители Нина Хмель Мне по нраву сосны золотые С яркою цветной такой корой, С шапками зелёными такими, С шишками красавицы лесной . Я любуюсь нежностью берёзки, Белоствольною её красой. Ветви, распустивши словно косы, Нежно шелестят своей листвой. И дубы, как великаны леса, Поражают силою своей. Желудёнок - маленький повеса Прыгает всегда с его ветвей. Ёлочка в лесу - колючий ёжик, Зелёной пирамидкой стоит. Капельки сверкают. Прошёл дождик. Праздник, вроде, в воздухе висит. Вот лесные жители, какие! Множество ещё других имён: И осинка, и ольха - живые, И орешник радует, и клён… И в любое, всё же, время года Он чарует красотой своей И подарков множество от леса, Только просит он любви твоей. Берегите лес, ребята! Олег Уральский Берегите лес, ребята! Он нам дарит кислород В нем еще живут зверята Разных видов и пород По утру поют нам птицы А листва укроет в зной И пыльца цветов на лицах Оставляет запах свой Берегите лес, ребята! И не жгите в нём костры Благодарны будут звери И деревья, и кусты. В лесу Т. Маршалова Настя с мамою в лесочке. Говорила мама дочке: «Стой, малышка, погоди! Не беги! Не упади! Быстрей Настя побежала, Настя маме отвечала: «Посмотри на муровья! Он - малыш! Большая - я! Настя с мамою в лесочке. Расхабрилась наша дочка, Объявив себя большой, Мчит бегом тропой лесной. Объявив себя большой. Большой вопрос
Татьяна Казырина
Мой сынок чуть чуть подрос Задал мне такой вопрос: - Кто в лесу сажал цветочки, И деревья, и грибочки? Кто их летом поливал? Кто земельку им вскопал? Кто ухаживал за ними, Чтобы выросли такими? А ответ таким был, вот: Землю здесь копал всю крот. Семена разносит ветер. Дождь с росой польют всё вместе. Птички, что живут в лесу, От вредителей спасут. Так растёт наш лес чудесный, А вопрос твой интересный!
свернутьСогласно п.17.1 Правил дорожного движения пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине.
Лишь в случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.
Таким образом, пешеход должен обозначить себя фликером только при движении в темное время суток по краю проезжей части.
За невыполнение этого правила установлена ответственность Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно ч. 1 ст. 18.23 Кодекса нарушение правил дорожного движения пешеходом влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
За то же действие, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также за отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ влекут за собой взыскание в виде штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
Если же отсутствие фликера у пешехода, когда его наличие являлось обязательным, повлекло создание аварийной обстановки, взыскание будет больше – штраф от трех до восьми базовых величин.
Если в связи с тем, что пешеход двигался без фликера, когда ПДД устанавливают обязанность обозначить себя фликером, повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, размер штрафа — от пяти до двадцати базовых величин.
Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях по ст.18.23 КоАП Республики Беларусь уполномочены должностные лица органов внутренних дел.
Необходимо отметить, что данные дела отнесены к компетенции не только сотрудников ГАИ, а также иных сотрудников милиции общественной безопасности, среди которых — участковые инспекторы, инспекторы по делам несовершеннолетних, сотрудники ППС и другие должностные лица.
(Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 01.03.2010 N 47 «О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»)
Правила дорожного движения предусматривают случаи, когда обозначение себя световозвращающим элементом рекомендовано для пешехода.
Согласно п.17.3 ПДД при пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
Подобный подход в Правилах представляется обоснованным.
ГАИ всех областей и районов Беларуси регулярно проводят различные акции по информированию населения в области безопасности пешеходов на дорогах.
Рекомендации органов ГАИ основаны на обобщении практики и направлены на предотвращение несчастных случаев на дорогах!
Перегрузка электросети приводит не только к мелким «неисправностям», таким, как мигание света, сбои в работе электроприборов, но и к нагреву проводов и кабелей, а там – и до пожара недалеко. Перегрузка в основном возникает по двум причинам:
- неправильно распределенная нагрузка (включение в одну цепь множества мощных электрических приборов: телевизора, компьютера, стиральной машины, пылесоса и т.д.);
- включение в сеть неисправного прибора.
Короткое замыкание возникает при соединении двух электрических проводов (точек) электрической цепи с различными значениями потенциала и сопровождается большим выделением тепла с воспламенением горючего материала. КЗ может возникнуть по нескольким причинам:
- механическое воздействие на провод (перебивание, изгиб, надрез), в результате чего происходит нарушение изоляции;
- перегрузка электросети, после чего происходит оплавление изоляции, вызванное термическим нагреванием электрических элементов;
- воздействие внешних факторов (влажность, термическое нагревание), в результате чего происходит окисление электрических элементов и их разрушение (плохой «контакт» с возникновением искрения).
При эксплуатации электрического оборудования не допускается:
- использовать электрооборудование, имеющее неисправности, а также нестандартные (самодельные) электроприборы, в частности – нагревательные;
- превышать допустимую токовую нагрузку электросети;
- использовать провода и кабели с поврежденной или утратившей свои защитные свойства изоляцией;
- применять в качестве электросетей радио- и телефонные провода;
- применять для защиты электросетей защиту незаводского изготовления (скрутки проволоки, «жучки»).
Также не стоит забывать, что оставленный без присмотра включенный в электросеть электрический прибор является потенциальным источником пожара, за исключением приборов, эксплуатационными документами на которые допускается их работа без надзора.
В связи с устойчивой теплой и сухой погодой участились случаи загорания сухой травы и мусора на приусадебных участках. Спасатели Минщины ежедневно получают сообщения о пожарах и возгораниях. Стоит отметить, что случаи, когда из-за небрежного сжигания мусора горят деревни, получают травмы и гибнут люди в нашей республике происходят ежегодно. Чаще всего жертвами весенних палов становятся пожилые граждане, так как в силу возраста и физических особенностей они не способны быстро отреагировать и остановить разбушевавшееся пламя. В результате страдает не только имущество, но и сам поджигатель, а также те, кто находится в непосредственной близости от очага горения.
Выжигание сухой травы запрещено на законодательном уровне. Нарушителям грозит административная ответственность и штраф в размере от 10 до 30 базовых величин. Приводить в порядок приусадебный участок и убирать накопившийся за зиму мусор следует соблюдая следующие меры безопасности: сжигать мусор допускается только в безветренную погоду; место, где планируется сжигание мусора должно находиться на безопасном расстоянии не только от хозяйственных строений, но также и от лесных массивов и торфянников; кострище обязательно должно быть окопано; запаситесь ведром с водой, лопатой или огнетушителем, ни на секунду не оставляйте огонь без присмотра и, конечно, не поручайте детям осуществлять контроль за процессом горения в ваше отсутствие; после окончания сжигания оставшиеся угли пролейте водой до полного затухания.
Ветхая электропроводка, не отремонтированная вовремя печь, забытый утюг, не потушенная сигарета – далеко не полный список причин пожаров, которые оборвали не одну жизненную нить.
Большинство пожаров случается ночью, когда мы спим, гибель наступает в результате отравления угарным газом. Обезопасить себя и родных в таких случаях можно с помощью автономного пожарного извещателя.
Обнаружение пожара на ранней стадии позволяет снизить возможный ущерб, а в некоторых случаях и вовсе свести его к минимуму. Именно для этого предназначен АПИ, который при появлении в помещении дыма подает очень громкий прерывистый звуковой сигнал. Сам прибор не требует специальных навыков и дополнительных расходов при эксплуатации. Устанавливается в каждой жилой комнате в центре потолка. Работает от 1 батарейки на 9 В типа “Корунд” или “Крона”. Рекомендуется раз в год очищать пожарный извещатель от пыли с помощью пылесоса и каждый месяц проверять его работоспособность, нажимая на тестовую кнопку (должен пищать). Приобрести автономный пожарный извещатель можно в магазинах городов и населенных пунктов, у изготовителей и распространителей данной продукции.
Последствия пожаров необратимы – погибших в огне людей уже не вернуть, возможности что-то исправить, тоже нет. Установленный вами пожарный извещатель не только заранее предупредит об угрозе, но и даст вам шанс на спасение. Будьте осторожны, не забывайте об опасности, которую несет огонь! В случае любой чрезвычайной ситуации звоните по номерам 101 или 112.
Правила безопасности для маленьких «пловцов»
«Дети и вода» – актуальная и особая тема. Любой водоем представляет собой опасность для человека, особенно – при невыполнении им правил безопасности. Дети же часто не осознают все риски отдыха на воде и у воды, поэтому в жаркий летний сезон уровень «бдительности» взрослых должен быть «на максимуме». О том, как организовать безопасное купание детей, нам рассказал председатель Узденской районной организации ОСВОД Владимир Герман.
– С наступлением жары реки, озера, водохранилища становятся настоящим «спасением» для сотен и тысяч людей, – отмечает Владимир Петрович. – Сюда спешат отпускники – в будние дни, работающие – по вечерам, в выходные на водоемах, естественно, наблюдется настоящий «ажиотаж». К огромному сожалению, не все взрослые обеспечивают безопасность своих детей, более того, некоторые до сих пор не знают простые, но такие важные правила. А ведь ни один взрослый не должен забывать, что безопасность в таких местах – это не требование ОСВОДа, а необходимость.
Изучите и запомните следующие «нюансы» детской безопасности на воде:
- выбирайте место для купания тщательно и ответственно, с чистым дном, избегайте мест с высоким берегом. Внимательно читайте вывески и знаки: если видите надписи «Купаться запрещено» или «Купаться опасно» – ни в коем случае не рискуйте. Оптимальный выбор – зона водоема, оборудованная табличкой «Место для купания»;
- как бы хорошо не плавал ребенок, не позволяйте ему купаться на глубине – даже в вашем присутствии;
- предметы для купания (надувные матрасы, камеры) – не «гаранты» безопасности. Эти изделия легко повреждаются и могут сдуться, более того, дети соскальзывают с плавательных средств в воду;
- никогда не оставляйте ребенка у воды без присмотра или «на попечении» чужих людей, ребят-сверстников;
- запретите детям «игры в спасателей»: научите их, если кто-то тонет, звать на помощь взрослых. И запретите им «спасать» тонущих. Объясните детям, что такой «героизм» требует специальных навыков, помимо умения хорошо плавать;
- не разрешайте детям прыгать в воду с обрывов, мостов или других возвышений;
- не забывайте, что на воде категорически запрещены игры, во время которых подныривают, хватают друг друга за ноги и начинают топить. Останавливайте такие «забавы»;
- помните: дети не должны находиться у воды без взрослых. Ни на берегу, ни в водоеме;
- важно: все без исключения дети любят воду, особенно – малыши. Поэтому, если в радиусе 100 метров от вашего дома/места отдыха есть водоем, ваша задача – ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра;
- держите под контролем надувные бассейны и ванны с водой, размещенные на территории ваших домов и дач. Малышу достаточно нескольких секунд, чтобы, попав в воду, захлебнуться.
свернуть
А что ВЫ делаете для безопасности ваших ДЕТЕЙ?
Детство – удивительная страна, в которой возможно все. В Стране Детства живут сказка, чудеса и волшебство, и весь мир кажется ярким и красочным… И так хочется, чтобы в этой стране не было места беде и различным происшествиям! Однако стечение обстоятельств и отсутствие контроля за детьми со стороны взрослых часто могут стать причиной трагедии.
Детки растут очень быстро. Не успеешь оглянуться, а малыш уже ползает и стремительно познает окружающий мир. Опасность подстерегает его на каждом шагу: оставленная на краю плиты горячая кастрюля или незакрепленная полка могут стать причиной травмы. Кроме того, интерес у ребенка могут вызвать таблетки, случайно оставленные на столе, батарейки, любые опасные жидкости – моющие средства или уксус.
Местами «повышенной опасности» всегда были и остаются окна и балконы. Как только температура на улице повышается, родители нередко оставляют их открытыми. А ведь даже двухлетний малыш может притащить к подоконнику табуретку и выглянуть в открытое окно или распахнуть закрытое! Позаботьтесь о том, чтобы ребенок не смог этого сделать: если выходите из комнаты даже на несколько минут, закройте створки окна. А лучше использовать заглушки или съемные ручки, чтобы дети не могли самостоятельно открыть окно.
Чтобы обеспечить маленькому ребенку безопасность в стенах дома, достаточно выполнить несколько простых правил:
- убрать подальше от детей предметы, которые могут быть опасны, в том числе украшения, пуговицы, булавки и монеты;
- тщательно осмотреть игрушки своего ребенка: заклеить скотчем крышки, под которыми находятся батарейки, выбросить сломанные игрушки. В отдельную коробку сложить карандаши, фломастеры, кисточки, краски и доставать их только тогда, когда ребенок хочет заняться творчеством;
- следить за тем, чтобы малыш не играл с монетами;
- особое внимание нужно уделить кухне: убрать ножи, ножницы и спички туда, где их не сможет достать ребенок.
Следующие советы пригодятся всем родителям дошколят и учащихся начальных классов:
- не оставляйте в доступном для детей месте спички и зажигалки;
- объясняйте детям последствия игр с огнем, учите их действиям в случае ЧС. Помните: ребенок должен знать, что в случае пожара ему нельзя прятаться в шкаф или под кровать, а необходимо покидать опасное помещение;
- никогда не закрывайте дверь комнаты, квартиры, дома, где находятся дети, на ключ: такая мера предосторожности может не оставить им шанса на спасение;
- регулярно проводите с детьми «уроки» вызова по телефону пожарной службы, объясняя им, что звонить в экстренные службы можно и нужно только в случае опасности. Выучите с малышом номер 112, научите его, что при вызове нужно представиться, рассказать о происшествии, сообщить адрес;
- не оставляйте детей одних дома без присмотра, а оставляя их с пожилыми родственниками, убедитесь, что им по силам справиться с детьми.
И, конечно, сами будьте примером для детей: если вы всегда будете выключать электроприборы, уходя из дома, то и ребенок будет делать так же. Дети следуют не советам, а поступкам, поэтому соблюдайте правила безопасности вместе! От вас во многом зависит не только ваша жизнь, но и жизнь ваших детей. И... задумайтесь еще раз: все ли вы делаете для безопасности своего ребенка?
свернуть
Профилактика детского травматизма
Детский травматизм и его предупреждение – очень актуальная проблема, особенно в весенне-летний период, когда теплая погода способствует тому, чтобы дети проводили больше времени на улице и… оставались без присмотра взрослых. Причины, вызывающие детские травмы, типичны. Это и неблагоустроенность внешней среды, и халатность, недосмотр взрослых, и неосторожное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Взрослые ОБЯЗАНЫ предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна вестись в 2 направлениях:
- недопущение и устранение травмоопасных ситуаций;
- систематическое обучение детей основам безопасности жизнедеятельности. При этом важно не развивать у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
В «структуре» детского травматизма преобладают бытовые травмы (60– 68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений, 78% травм дети получают во дворах и на улицах, 22% – в помещениях.
Наиболее часто встречающийся травматизм у детей – бытовой. Основные виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины:
- ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;
- падение с кровати, окна, стола и ступенек;
- удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);
- отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.);
- поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от «втыкания» игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.
Падение. Распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если не разрешать детям лазить в опасных местах, устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах. В весной и летом зоной повышенной опасности становятся детские площадки, а особенно – качели.
Порезы. Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Опасны и ржавые банки, которые можно «найти» на детских игровых площадках. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей, учить малышей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для них местах, детей старше дошкольного возраста нужно научить осторожному обращению с этими предметами. Можно избежать многих травм, если регулярно объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно.
Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной травматизма среди детей старшего возраста. Синяков и ушибов можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты.
Еще ни одно увлечение детей не приводило к такому «наплыву» травмированных, как роллинг (катание на роликовых коньках), который в последнее время стал особенно популярным. В роллинге слишком высоки требования к владению телом – малейший «сбой» приводит к падению, что всегда чревато травмой. Купив ребенку роликовые коньки, научите его стоять на них и перемещаться (придерживая за руки, подведя к перилам и т.д.), проследите за правильной постановкой голеностопного сустава. Обязательно приобретите наколенники, налокотники, напульсники и шлем: они предупредят основные травмы.
Ожоги. Ожогов можно избежать, если:
- держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга, от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;
- устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
- прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.
Отравления. Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например, керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах.
Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах, недоступных для детей.
Поражение электрическим током. Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Поэтому розетки необходимо закрывать. Электрические провода также должны быть недоступны детям.
свернуть