Маршрут выходного дня "Природные ландшафты моей малой родины"

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ «Прогулка в лес»

развернуть

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Выходные являются для родителей теми самыми днями, которые они могут полностью посвятить своему любимому и дорогому ребенку. В эти дни развлечения могут быть самыми различными: все будет зависеть от того, что предпочитает Ваш ребенок, и каков его возраст. Достижением положительного результата будет являться счастливая радостная улыбка на лице Вашего ребенка, его звонкий громкий неумолкаемый смех!

Куда пойти с ребенком в выходные летом?

Лето - прекрасное время года, когда на улице светит приветливое теплое солнышко, звучит пение птиц, природа одевается в зеленый наряд, все вокруг наполнено ароматами душистых трав! Поэтому в выходной день предоставляется удивительная возможность ранним утром, когда воздух особенно свеж, трава сверкает глянцем от невысохшей росы и громко щебечут птицы, выехать с ребенком на природу.

В лесу в это время года можно наблюдать различные цветущие растения. Приобщите ребенка к природе, обратите его внимание на цветы. Можно, например, рассказать Вашему малышу, что у каждого растения есть свое любимое место, где ему хорошо расти. Так, ландыши и колокольчики любят лесную тень; гвоздика – сухой солнечный пригорок; незабудка – сырое местечко у ручья. Благодаря таким наблюдениям ребенок сможет осознать, что каждому растению нужны свои условия для жизни.

Также в конце июня в лесу начинает созревать земляника. Поэтому это прекрасная возможность попробовать эту сладкую ягоду. А самым грибным месяцем в году считается август. Поэтому в августе можно отправиться в лес

За грибами всей семьей. Научите ребенка, как нужно правильно собирать грибы: какие из них съедобные, а какие нет.

Предлагаем Вашему вниманию

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ

«Прогулка в лес»

Рекомендуемый возраст ребенка:

старший дошкольный возраст (4-6 лет)

Цель: приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.

Задачи:

- систематизировать и расширить представления детей о разнообразии растительного мира лесного сообщества;

- формировать у детей бережное отношение к природе и ко всему живому;

- способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта с природой, желанию отразить эмоции и впечатления о путешествиях к местам отдыха в детских рисунках, в семейных стихах и рассказах.

Что необходимо учесть, собираясь в поход с ребенком?

- место отдыха в лесу нужно проверить, все его природные особенности: острые сучки, колючие кустарники, ямы и прочие опасности;

- заранее позаботьтесь о средствах защиты от насекомых;

одежда и обувь для отдыха с ребенком в лесу. Лучше всего брать одежду, которая будет полностью закрывать руки и ноги, она сможет защитить от клещей и других насекомых. Хорошо для этой цели подходит спортивный костюм. В лесу всегда прохладнее, поэтому стоит прихватить, особенно деткам, дополнительную теплую одежду. Обувь должна быть, в первую очередь, удобной (кроссовки, мокасины). Помните о головных уборах;

- захватите воду для мытья рук.

Что взять с собой?

- воздушного змея, мячи, мыльные пузыри, машинки на верёвочке, теннисные ракетки, обруч и другие игрушки для активного отдыха;

- лупу, увеличительное стекло или микроскоп и превратитесь в исследователей;

- книжку и под красивым деревом почитайте стихи о природе;

- аптечку: йод, зелёнку, бинт, антигистаминное средство, преднизолон или дексаметазон (при укусе змеи), перекись водорода 3%, обезболивающие, активированный уголь.

В походе будьте наблюдательны и активны:

- слушайте вместе пение птиц, рассматривайте насекомых, придумывайте о них сказки и рассказы, поговорки, стихи, загадки;

- собирайте веточки, листочки, шишки разного размера и формы для поделок или аппликаций. Шишки, сучки, мох – много чего можно найти на природе, из чего вы вместе с ребёнком потом сотворите маленький шедевр. Шишки можно будет раскрасить к Новому году красками или облить клеем и обсыпать блестками. Из сучков, мха, тех же шишек и разнообразных травинок можно сделать картинку или изготовить фигурки и разыгрывать сказку на поляне из мха – получится домашний мини-спектакль;

- соберите гербарий или коллекцию камешков необычной формы и цвета;

- вспомните активные игры своего детства и научите играть в них детей и его друзей;

- в лесу найдите укромное таинственное местечко и расскажите ребёнку волшебную сказку.

Правила похода в лес!

Лес – это жилище и дом насекомых, животных и растений. Мы в этом доме – гости. А как нужно вести себя гостям? 

С детьми обсудите конкретные правила:

- нельзя в лесу разводить огонь;

- нельзя разорять гнёзда птиц и муравейники;

- нельзя обижать животных и насекомых;

- нельзя в лесу шуметь;

- нельзя оставлять после себя мусор;

- нельзя ломать кусты, деревья, рвать цветы, траву и ягодные кусты с корнем;

- нельзя ломать ядовитые грибы.

Занятия и игры в лесу для детей.

  1. Лесные звуки. Сядьте или встаньте с детьми в круг. Предложите им закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки слышны? Кто больше слышит звуков?
  2. Маленькие исследователи. Возьмите с собой лупу и рассмотрите лист под увеличительным стеклом. Зарисуйте дома узор листа.
  3. Мастера в лесу. С собой у детей есть корзинки или мешочки. Задача - найти и собрать оригинальный материал для поделок и творчества (веточки, мох, шишки, листья, куски коры). Дети дома реализуют замыслы.

Спросите у ребенка:

Какие растения в лесу самые высокие? (Деревья.)

Какие деревья растут в наших лесах? (Ответы детей.)

Как называются деревья, листья которых имеют вид иголок? (Хвойные.)

 Назовите какие хвойные деревья вы знаете? (Сосна, ель, лиственница.)

Как называются деревья, которые зимой теряют свои листья (Лиственные.)

Назовите деревья, растущие в лиственных лесах. (Береза, осина, тополь, рябина, клен, липа)

Какие грибы и ягоды можно собирать?

Назови этажи леса (Деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи и лишайники).

Какую пользу приносит лес людям?

Кто ухаживает за лесом и помогает охранять его богатства? 

Кто долбит дуб клювом, как долотом?

По деревьям ловко скачет и в дупле орешки прячет?

Рыжий и хитрый зверек, живущий в норке?

Сладкие лесные ягоды, прячутся на земле под листочками.

Домик на миллион маленьких жильцов у поляны?

Длинноухий и косой житель леса?

Он в берлоге спит зимой и лапу сосет?

Гриб в красной шапочке, мор для мух?

Поиграйте с ребенком:

«С какого дерева листочек?» (родители показывает поочередно листья березы, осины, рябины и т. д., дети отгадывают)

Игра «Родственники»: нужно назвать как можно больше предметов, у которых есть что-то общее, и рассказать о них. Например, ёлка и ёжик, их объединяет наличие иголок.

Игра «Пантомима»: нужно изобразить птицу или животное без слов так, чтобы участники смогли отгадать, о чем идет речь.

«Веселый пингвин».

Ходьба с зажатым между коленями мячом.

«Кто быстрее?». Кто быстрее проскачет вокруг пенька.

«Забрось шишку в обруч». Ребенок кладет шишку на носок ноги и должен забросить шишку в обруч. Расстояние до обруча полтора-два метра.

Охота за сокровищами. Спрячьте на участке любые предметы. Нарисуйте карту, где они спрятаны.

Разучите с ребенком:

Ю.Энтин "Песенка о лете".

Вот оно какое наше лето,

Лето яркой зеленью одето,

Лето жарким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком.

На зелёной солнечной опушке

Прыгают зелёные лягушки

И танцуют бабочки подружки.

Расцветает всё кругом!

Мы в дороге с песенкой о лете,

Самой лучшей песенкой на свете.

Мы в лесу ежа, быть может, встретим.

Хорошо, что дождь прошёл!

Мы покрыты бронзовым загаром.

Ягоды в лесу горят пожаром,

Лето-лето жаркое недаром,

Лето – это хорошо!

Впечатления о прогулке мы предлагаем Вам отразить в фотоотчетах, видеороликах, рисунках, коллажах, творческих поделках, коллекциях природного материала, авторских книгах, т.д. Мы с большим удовольствием представим их на мероприятиях в учреждении дошкольного образования.

Желаем приятного познавательного семейного отдыха!

 Приложение

Загадки

Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам  Он последнюю рубашку раздарил по лоскутам. (лес) Стоят казаки, на них белы колпаки.(пни в лесу) Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает.(дерево, лес)

Зимой и летом одним цветом.(елка, сосна) Обожгу! Меня не тронь! Мои листья как огонь. (крапива)

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (грибок) Маленький, удаленький сквозь землю прошёл,  Красну шапочку нашёл. (подосиновик) На бору, на яру стоит мужичок, красный колпачок. (мухомор) На полянках девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. (березки) Малые детки сидят на ветке, как подрастут — на землю спрыгнут. (орехи, желуди) У мосточка  под кусточком две лисички две сестрички. (грибы лисички) Стоит Егорка в красной ермолке,  Кто ни пройдёт всяк наклонится. (земляника)

Весной зеленела, а летом загорала, Осенью надела красные кораллы. (рябина) Никто ее не пугает, а она вся дрожит. (осина) У меня иголки длиннее чем у елки, Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви только на макушке. (сосна)

Стихи

В лесу Алевтина Гусева

Мы ходили с папой в лес. Сколько всяких там чудес! Под пеньки и кочки Спрятались грибочки... Очень дружные ребята! Называются опята . Мы их находили, В кузовок ложили. Ещё видели ужа И колючего ежа... Ну, а белочка по веткам Убежала к своим деткам. А для младшего братишки Принесла домой я шишки. Вот, когда он подрастёт, С нами тоже в лес пойдёт. Сам увидит чудеса И какая там краса! Лес волшебный Ван Снайдер  Протоптали ножки по лесу дорожки, Узкие тропинки сквозь кусты, травинки. Здесь гуляли феи шоколадки ели, Пёстрые обёртки собирали в свёртки. Пробегали кошки хлопали в ладошки Серые, пятнистые тёмные, пушиcтые. Лес волшебный-не простой здесь мы встретимся с тобой. Ровно в восемь-под сосной. Лесной оркестр из цикла времена года Груданов Евгений Всё в лесу поёт, ликует, Ухает, жужжит, танцует... И звучит, звучит окрест Дивный сказочный оркестр: Клюв о дерево стучит, Кто-то воет и рычит, Лает, кашляет, скрипит... Даже ночью лес не спит! Всё звучит и день, и ночь - Тишина уходит прочь!

Живой лес Ирина Сеньчукова

Я вчера узнал случайно, Есть у леса одна тайна. Оказалось лес живой! Дышит он, как мы с тобой. Он не ест, но воду пьет И от этого растет! И ему, как нам ребята, Солнце теплое приятно. Лес страдает и болеет, Разговаривать умеет! Всех накормит он едой, Потому, что лес живой! Необыкновенная страна Наталья Андреевна Майер Дети, открою вам тайну одну: Мы отправляемся в чудо-страну. Здесь она, рядом. Заветная дверца Вмиг распахнётся для доброго сердца. Эй, фантазёры, пожалуйте в круг! Старый пенёк мы обходим вокруг. Видите, вьётся тропинка в траве, Солнечный зайчик мелькает в листве. Зайчик прилёг на пенёк и заснул, Солнечной лапкой во сне шевельнул. Мы его, тронув за ушко, разбудим. Скажем, что все его знаем и любим. Солнечный зайчик с улыбкой кивнёт, Дверцу заветную вмиг отопрёт: В дивную сказку вступаем сейчас. В ней чудеса будут только для нас! Мы разбредёмся по чудо-стране… Белка орешки грызет на сосне, Слышно, как в травке мышонок шуршит, Ящерка юркая мимо бежит. Божья коровка на синем цветочке Бабочкам дарит цветные платочки. Стайкою бабочки вьются, порхают, Божью коровку пыльцой угощают. Два муравьишки спешат по дорожке. В воздухе пляшут весёлые мошки. Польку исполнил кузнечик на скрипке Для восхитительной крошки-улитки. Жук-композитор, присев у ромашки, Вальс сочиняет для желтой букашки. Пчёлка, жужжа, подлетела к цветочку – Жук записал эту нотную строчку. Шлют облака нам улыбок охапки, Сдул ветерок с одуванчиков шапки, А на берёзке щебечут пичужки - Две суетливые птички-подружки. В этой стране есть прозрачный ручей, Он неглубокий и просто ничей. Мы в ручейке искупаемся с вами, Солнце, ликуя, нырнёт вслед за нами! Всем, кто мечтает попасть в ту страну, Я потихоньку подсказку шепну: В поле, в саду и в лесу не спешите, Дверцу откройте и тихо войдите. Только прошу: не шуметь, не кричать И насекомых в траве не пугать. Птиц и животных жалейте, любите, Их удивительный мир - БЕРЕГИТЕ! Лес вашей дружбы хочет

Наталья Юртова

Порою летней чудный лес Встречает, словно сказка, В нём много красок и чудес - Прекрасен он и ласков. Ты береги его красу - Не загрязняй природу, Не трогай ёжика, осу - Им всем нужна свобода! С собою мусор уноси Из леса поскорее, Зверюшкам плохо жить в грязи, Я знаю - ты поверь мне! Стрекозок, бабочек , шмелей Не задевай сачками, Полянки с ними - веселей, Понаблюдай с друзьями. Не нужно обрывать цветы, Ломать кусты, деревья, Жить лучше в мире красоты - Без всякого сомнения! А повстречаешь гнёзда птиц - Не подходи и близко, Не нужно нарушать границ - Ты - человек, не киска! Не уноси домой детей Пушистиков - зверяток, Мамули их без малышей От горя будут плакать. Не следует шуметь и петь Нам во лесных хоромах, А лучше тихо посмотреть На муравьёв весёлых. Не обижайте муравьят, Ломая муравейник, Они построить дом хотят - Любой из них - затейник. Костры не нужно разводить Под кронами деревьев, Чтоб не пришлось огонь тушить - Пожар в лесном владении. Вы берегите красоту - Любой живой росточек, Несите в сердце доброту - Лес вашей дружбы хочет.

Лесные жители Нина Хмель Мне по нраву сосны золотые С яркою цветной такой корой, С шапками зелёными такими, С шишками красавицы лесной . Я любуюсь нежностью берёзки, Белоствольною её красой. Ветви, распустивши словно косы, Нежно шелестят своей листвой. И дубы, как великаны леса, Поражают силою своей. Желудёнок - маленький повеса Прыгает всегда с его ветвей. Ёлочка в лесу - колючий ёжик, Зелёной пирамидкой стоит. Капельки сверкают. Прошёл дождик. Праздник, вроде, в воздухе висит. Вот лесные жители, какие! Множество ещё других имён: И осинка, и ольха - живые, И орешник радует, и клён… И в любое, всё же, время года Он чарует красотой своей И подарков множество от леса, Только просит он любви твоей. Берегите лес, ребята! Олег Уральский Берегите лес, ребята! Он нам дарит кислород В нем еще живут зверята Разных видов и пород По утру поют нам птицы А листва укроет в зной И пыльца цветов на лицах Оставляет запах свой Берегите лес, ребята! И не жгите в нём костры Благодарны будут звери И деревья, и кусты. В лесу Т. Маршалова Настя с мамою в лесочке. Говорила мама дочке: «Стой, малышка, погоди! Не беги! Не упади! Быстрей Настя побежала, Настя маме отвечала: «Посмотри на муровья! Он - малыш! Большая - я! Настя с мамою в лесочке. Расхабрилась наша дочка, Объявив себя большой, Мчит бегом тропой лесной. Объявив себя большой. Большой вопрос

Татьяна Казырина

Мой сынок чуть чуть подрос Задал мне такой вопрос: - Кто в лесу сажал цветочки, И деревья, и грибочки? Кто их летом поливал? Кто земельку им вскопал? Кто ухаживал за ними, Чтобы выросли такими? А ответ таким был, вот: Землю здесь копал всю крот. Семена разносит ветер. Дождь с росой польют всё вместе. Птички, что живут в лесу, От вредителей спасут. Так растёт наш лес чудесный, А вопрос твой интересный!

 

свернуть

"Прагулка на Шчыткавіцкую Прошчу"

развернуть

IMG_20180823_144220-e1535918534816

Паважаныя мамы і таты!

Беларуская зямля багатая на ўсялякія гістарычныя славутасці, якія на працягу многіх стагоддзяў узводзіў чалавек. Сюды можна аднесці і рэлігійныя ўстановы, і архітэктурныя пабудовы ў стылі неаготыкі або класіцызму, і палаца-паркавыя ансамблі. Аднак на тэрыторыі Беларусі існуюць і маса месцаў, якія па праве носяць назву гісторыка-культурнай спадчыны і не ўваходзяць ні ў адну вышэйпералічаную катэгорыю славутасцяў. Сюды, да прыкладу, можам аднесці  Шчыткавіцкую Прошчу, з'яўленне і існаванне якой акавана множнымі ўнікальнымі былінамі і легендамі.

Запрашае вас на велаэкскурсію на ШЧЫТКАВІЦКУЮ ПРОШЧУ

 Мэта велаэкскурсіі: выхаванне  маральных якасцей грамадзяніна і патрыёта праз вывучэнне гістарычных помнікаў малой радзімы.

Задачы:

  • зацікавіць дзяцей гісторыяй сваёй малой Радзімы;
  • далучыць да эстэтычных і культурных асаблівасцей экскурсійнай дзейнасці;
  • арганізаваць вольны час дзяцей.

Тып экскурсіі: аглядна-тэматычная.

Від экскурсіі: велаэкскурсія.

Працягласць экскурсіі: 2 гадзіны (1 гадзіна на дарогу).

Адлегласць: 4 км 400 м.

Катэгорыя экскурсантаў: сярэдні і старэйшы дашкольны ўзрост.

Змест экскурсіі: падчас экскурсіі дзеці азнаёмяцца з гісторыяй узнікнення, паводле ўяўленняў мясцовых вернікаў, святога месца, аднаго з “цудаў” Старадарожчыны – Шчыткавіцкай Прошчай; даведаюцца аб незвычайных уласцівасцях Прошчы – знакамітым спосабе “лячэння” ад розных хвароб.

imgonline-com-ua-CompressBySize-1WYX1Rx4HgQ

свернуть

"Прогулка на озеро аг. Щитковичи"

развернуть

IMG_20200409_123724

Уважаемые мамы и папы!

          Самый счастливый день – это выходной, когда вся семья собирается вместе! Выходные – это уже праздник. А выходные, проведенные вместе с детьми - праздник вдвойне! И чтобы этот праздник был ярким и незабываемым, предлагаем Вашему вниманию «Маршрут выходного дня» - к озеру.

Рекомендуемый возраст – средний дошкольный

Тип прогулки –  пешеходная

Протяжённость маршрута – 1,2 км

Продолжительность по времени: 60 минут

Место нахождения – аг. Щитковичи

Характеристика объекта – природа

Ценность объекта – оздоровительная, познавательная

Значение объекта – местное

Использование объекта – организация отдыха, экскурсия

          Не стоит забывать о правилах безопасного поведения возле озера: нельзя убивать насекомых, рвать растения без острой необходимости, нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко подходить к воде, ловить животных, птиц, разорять гнезда. (Рассказывать их лучше всего по дороге от дома до места прогулки).

imgonline-com-ua-CompressBySize-anshn8LnSy

свернуть