Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома
Государственное учреждение образования
Щитковичская средняя школа Стародорожского района
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЖУРНАЛА
Методические рекомендации по учету организационно-воспитательной работы в классном журнале (в помощь классному руководителю учреждений общего среднего образования)
Методические рекомендации по учёту часов организационно-воспитательной (далее ОВР) работы дают возможность классному руководителю вести надлежащий учёт этих часов.
Учёт часов ОВР отражает содержание работы классного руководителя с учащимися и его родителями.
Введение
В соответствии с Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года №283, воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день) [1, стр.61].
При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. В журнал записываются наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности. Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневниках классного руководителя, или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении [2, стр.14].
Для записи в классном журнале часов ОВР предлагаются следующие виды деятельности:
Пример:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Индивидуальная беседа с учащимся Ивановым И.К. |
0,5 |
13.05 |
Индивидуальная беседа с родителями Ивановыми К.Т. |
1 |
Справочно: Ф.И.О. ребенка и его родителя записывается в журнале без указания темы беседы, а также накануне индивидуальной беседы с учащимся(ся), родителями составляется рабочий план с кратким описанием темы, целей и содержанием беседы.
Справочно: Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. План может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года следует рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Беседа «О вреде курения» |
0,5 |
19.12 |
Викторина «Правила поведения на дороге» |
1 |
08.11 |
Тематическая встреча с ветераном Вов Лавровым И.С. «Эти годы в памяти хрантся» |
1 |
09.12 |
Круглый стол «Мы за здоровье» с представителем здравоохранения |
1 |
Справочно: Классный час проводится еженедельно по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса учреждения образования.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Классный час «О вреде курения» |
1 |
Справочно: При заполнении классного журнала указывается дата проведения и тема информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч при продолжительности информационного часа 20-30 мин, 1 ч- при продолжительности информационного часа 35-45 мин.
Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Информационный час «Важнейшие общественно-политические события уходящего года» (информ-дайджест) |
0,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Тематический информационный час «Безопасные и полезные каникулы» |
1 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Изучение условий жизни и воспитания обучающихся |
1 |
Справочно: Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося
Дата |
Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего |
Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов) |
В таблице указывается удовлетворенность условиями (если не замечено каких-либо поводов для тревоги или требующие дополнительного внимания (требуются кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания).
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Родительское собрание «Профилактика девиантного поведения» |
1,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Мониторинг уровня воспитанности за первое полугодие |
0,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Планирование работы с классом |
1 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
09.05 |
Участие в шествии в рамках акции «Бессмертный полк» |
0,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Экскурсия в Беловежскую пущу «По страничкам истории» |
1,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Посещение кинотеатра, просмотр и обсуждение тематического фильма «Света нет» |
1,5 |
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Акция «Чистый двор» |
1 |
17.03 |
Республиканский субботник |
1,5 |
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Санитарная уборка класса |
1 |
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
Примечание:
Проверка дневников, организация питания, посещение уроков у учителей-предметников, оформление документации в классном журнале и другие виды деятельности, предусмотренные должностными обязанностями классного руководителя, не фиксируются. Запись в журнале должна совпадать с планированием воспитательной работы.
Не допускаются исправления, пометки.
Запись о количестве записанных организационно-воспитательных часах за неделю, месяц в журнале, не прописывается.
Запись об общешкольных мероприятиях в журнале не прописывается.
В начале и в конце учебного года делается запись о проведении праздника первого и последнего звонка.
Литература:
Методические рекомендации по подготовке классного часа
Классный час является одной из главных форм внеклассной воспитательной работы, прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Цель классного часа – это тот конечный результат, к которому стремится педагог в системе воспитательной работы. Задачи классного часа – это тот результат, который планирует получить педагог. Задача – ступенька в общем движении к цели.
Классный час может проводиться в форме: классного собрания, воспитательного часа (час классного руководителя), экскурсии, тематической лекции, беседы (этическая, нравственная), диспута, встреч с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме), КВНа, интерактивной игры, игры — путешествия, театральной премьеры, психологических игр и тренингов, читательских конференций.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
Советы по организации классного часа
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений работы педагога: определение содержания классного часа, организационное оформление, планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.
У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап. Подготовка классного часа может строиться по плану: определение темы разговора с учащимися; формулировка целей и задач классного часа; подбор необходимого материала и оборудования; создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися; определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.
Каждый классный час неповторим и не всегда, целесообразно придерживаться определённой структуры. Всё зависит от содержания и формы проведения классного часа.
Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключительную. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.
Значительная методическая сложность классного часа заключается в том, что непринуждённость, непосредственность должны сочетаться с жёсткими правилами поведения, чётким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием учащихся. Иначе непринуждённость перерастёт в разболтанность, свобода в недисциплинированность, а непосредственность в фамильярность.
Традиции в каждом классе конечно должны быть свои. Но не нужно забывать про основу – совокупность поведенческих норм, без соблюдения которых невозможно эффективное проведение классного часа. Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часу: с уважением относиться друг к другу, любое мнение заслуживает внимания, признаём право каждого на любой вопрос, у каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают, о своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Темы, содержание классных часов классный руководитель может определить тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). Формы классного часа могут быть самыми разными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приёмы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ результатов, беседы «за круглым столом», обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют), работа по творческим группам.
Наиболее распространённая форма классного часа – этическая беседа. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, статьи из газет и т. п. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов. Основные этапы проведения этических бесед: сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни, объяснение приведённых фактов и их анализ при активном участии школьников, обсуждение конфликтных ситуаций, обобщение фактов, мотивация и формирование нравственного правила, применение усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
Одним из способов быстрого генерирования идей является «мозговая атака». Этот вид деятельности может быть использован для решения конкретной проблемы в классе. Правила проведения мозговой атаки могут быть следующими: учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся; если какое-либо предложение ученика высказано неясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли; никого не заставляйте насильно высказывать своё мнение; объясните, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются; «Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны. В заключении рассмотрите все предложения учащихся, предложите их прокомментировать и оценить.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: «Звёздный час», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», «Счастливый случай», «Поле чудес» и др.
Советы по организации классного часа
• Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.
• Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
• В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных вопросах, размышлять вместе с детьми и помогать им найти правильное решение нравственной проблемы.
• Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сенсаций и назидательности.
Классный час, или лучше его назвать час общения, играет большую роль в жизни обучающихся, если он интересно задуман и удачно проведён.
____________________________________________________________________________________________________
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Рекомендации молодому классному руководителю СКАЧАТЬ
Классному руководителю о родительских собраниях СКАЧАТЬ
Классный час "Стань заметнее в темноте"
Классный час "Все о мотоциклах и скутерах"
Классный час "Да здравствуют каникулы"
свернуть