Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома
Государственное учреждение образования
Щитковичская средняя школа Стародорожского района
Государственное учреждение образования
«Щитковичская средняя школа Стародорожского района»
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ?
ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЕГО ПРИЧИНЫ, ФАКТОРЫ РИСКА»
(информационно-методические материалы
для проведения занятия с родителями ХІ класса в первой четверти
в рамках республиканского проекта «Родительский университет»)
Подготовила:
Т.И. Качан, классный руководитель 11 класса
2023 учебный год
Цели:
- расширить информационное поле родителей в сфере влияния Интернет-среды на подростков;
- оптимизировать родительскую позицию в отношении целесообразного использования Интернет-среды в жизни подростков.
Задачи:
Категория участников: педагоги, родители, приглашённые гости (представители заинтересованных социальных институтов).
План проведения занятия:
І. Организационно-мотивационный этап
Педагог встречает родителей и гостей у входа. Во вступительном слове классный руководитель оглашает цели и задачи мероприятия, порядок совместной работы, подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных, мобилизирует и заинтересовывает родителей к активному участию в работе.
ІІ. Основной этап
Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.
ІІІ. Заключительный этап.
Подводятся итоги встречи. Рефлексия
Организация пространства: столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол, за которым находятся педагоги, гости мероприятия; учебный кабинет оформлен плакатами-мотиваторами «Компьютер в моей жизни»; родители рассаживаются за столами произвольно.
Предварительная работа: анкетирование родителей, учащихся (приложение 1, 2); подготовка плакатов-мотиваторов «Компьютер в моей жизни» и оформление ими учебного кабинета.
Материалы и оборудование: столы и стулья, расставленные по кругу; компьютерная техника; плакаты по теме; клубок ниток; таблички со знаками «-», «+»; листы А4, маркеры.
Ход мероприятия:
Классный руководитель приветствует всех участников круглого стола, объявляет тему, цель встречи и представляет участников.
– Начать сегодняшнюю встречу я предлагаю тренинговым заданием «Волшебный клубочек». Попробуйте передавать клубочек и продолжить фразу: «Я рад(а) вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу, постепенно разматываясь, получается замкнутый круг). Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой: как нашим повзрослевшим детям не потеряться в море информации, целесообразно использовать Интернет-ресурсы, а нам, взрослым, всегда оставаться мудрыми наставниками взрослеющих детей. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.
– В современной школе компьютер, Интернет всё шире используются в учебной деятельности с целью решения частных задач урока, чтобы старшеклассник глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Практика проведения уроков с использованием информационных компьютерных технологий способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся. При активном использовании информационных компьютерных технологий достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать для себя что-то новое, делать выбор и принимать решения.
– Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе очень актуально. У старшеклассников появились неограниченные возможности для саморазвития, самообразования. Образовательный процесс переориентирован на развитие критического мышления как основного процесса, необходимого для успешного обучения. С помощью ИКТ обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение с помощью ИКТ текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой и воспринимаемой школьниками учебной информации, что, в свою очередь, влияет на успешность обучения. У ребят активизируется познавательная деятельность, повышается мотивацию к обучению, развиваются мышление, восприятие, память, интеллект.
– Но есть и другая сторона взаимодействия с компьютером. И прежде чем рассмотреть ее, предлагаю вам следующее игровое задание.
Родителям предлагается рассчитаться на 1 (ученик), 2 (родитель), 3 (учитель). И продолжить фразу со своей позиции: «Компьютер для меня –это...».
Классный руководитель подводит итоги. Обобщая содержание ответов, педагог говорит о наличии не только положительных, но и негативных аспектов.
Классный руководитель обращает внимание на плакаты-мотиваторы, которые подготовили родители и дети, и предлагает родителям презентовать свои плакаты (или определить плакат своего ребенка).
Высказывания к ним подыскивают, придумывают сами ребята. Например, «Написание хороших текстов требует ума, вкуса и терпения». «Компьютер – мясорубка для информации». «Компьютер – это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается».
Краткий обзор мнений родителей:
- Ожидаемо ли для Вас содержание плаката ребенка?
- Удалось ли увидеть отношение Вашего ребенка к данной теме?
- О чем Вас заставили задуматься плакаты?
– Так что же таит в себе чрезмерное взаимодействие с компьютером? В настоящее время невозможно представить себе жизнь людей вне общения. Изо дня в день люди, в том числе и подростки, с помощью Интернета решают глобальные вопросы, спорят, принимают ответственные решения и просто обмениваются информацией.
– Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживается содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота. К сожалению, виртуальное общение занимает главное место и часто является единственной формой более-менее полноценного общения.
– В результате появляется проблема: когда виртуальные коммуникации начинают заменять и вытеснять обычное «живое» общение.; когда подросток, например, большую часть суток проводит в Интернете; когда «живая» реальность перестает интересовать и виртуальный мир кажется более привлекательным, а со временем становится единственно возможной безопасной средой общения, к тому же анонимность, свойственная виртуальному общению, защищает от разочарований и дает чувство безопасности, в то время как реальная жизнь может казаться наполненной страхами и восприниматься как источник боли, обид и разочарований. Особую тревогу вызывает то, что подросток проводит большую часть времени в обществе компьютера в период формирования личности.
– Не секрет, что многие родители не находят времени, чтобы заниматься собственными детьми. Часто компьютер для занятых родителей – настоящее спасение: ведь не хулиганит, и на улице допоздна не гуляет. Подросток со сверстниками общается мало, вернее, может, и много, но с теми, кто так же, как и он, висит в чате, в то время как живое общение со сверстниками, особенно в период 15-16 лет, очень важно для гармонического развития личности.
Виртуальная переписка ведется на особенном языке, где грамматика и орфография не являются чем-то важным, слова сокращаются, умышленно коверкаются. Это всегда приводит к утрате чистой, грамотной речи, да и письменная речь тоже не получает большого развития, ведь вся переписка строится по образцу СМС. Выражение эмоционального состояния обозначается не словами, а смайликами.
Очень важно помнить родителям о том, что психика юной личности крайне неустойчива, подвержена развитию виртуальной зависимости, что сопоставимо с зависимостью от алкоголя и наркотиков, и это нельзя оставлять без внимания. К явным признакам, характеризующим возникновение виртуальной зависимости у подростка можно отнести:
– Родители обычно поздно замечают, что они с ребенком не то что не могут найти общий язык, а вообще живут в разных мирах. Жить виртуально – невозможно. Так или иначе, с реальностью жизни придется сталкиваться. Вот здесь и начинаются проблемы. Жизнь в реальности оказывается абсолютно незнакомой, непонятной и просто-напросто пугает, и не остается ничего другого, кроме как снова спрятаться в привычный безопасный виртуальный кокон.
ориентированные на обучение (%);
коммуникаторы (%);
сетевые читатели (%);
игроки (%);
универсалы (%).
Педагог организует и проводит дебаты «Семья и компьютер» (расширение представлений родителей о возможностях влияния семьи на цели подростка при использовании компьютера, Интернета).
Инструкция для родителей: «Вам предстоит стать участниками небольших дебатов. Дебаты, в отличие от дискуссии и диспута, предполагают озвучивать не свою точку зрения, а предложенную Вами. И вам необходимо это условие выполнить. Родителям предлагается разбиться на 2 команды (на столы выставляются таблички со знаками «-», «+».
– Сейчас я предлагаю вам поработать в родительских группах и определить:
- первая группа: как семья может положительно повлиять на то, в каких целях подростки будут использовать компьютер? Группа перечисляет и фиксирует на листах положительные моменты;
- вторая группа: как семья может негативно повлиять на то, в каких целях подростки будут использовать компьютер? Группа перечисляет и фиксирует на листах отрицательные моменты.
После коллективной работы в группах, начинаются дебаты, участники поочередно высказывают свои мнения и комментируют (отстаивают) их.
Обобщение дебатов. Вопросы для обмена мнениями:
- какое мнение из высказанных было самым весомым для Вас?
- к какому мнению Вы бы присоединились?
- какое мнение, опыт заставляет задуматься?
- какие еще вопросы остались без ответов?
В результате обмена мнениями родители пополняют свой родительский арсенал знаний о способах позитивного и эффективного влияния на цели использования компьютера своими детьми. Далее педагог подводит родителей к продолжению сотрудничества семьи и школы.
В конце мероприятия родители делятся своими впечатлениями и мыслями о прошедшем.
Предлагаемые вопросы:
- изменилось ли Ваше отношение к проблеме?
- какая информация оказалась для Вас новой, полезной?
- какие открытия Вы сделали для себя в процессе работы?
Список использованных источников:
http://www.computer-timer.ru/
http://smorgon-spc.narod.ru/article_14.html
http://tank4you.blogspot.ru/2014/09/blog-post_30.html
http://www.sibmedport.ru/article/9027-kompyuternaja-zavisimost-kak-uberech-rebenka-ot-razrushitelnogo-vozdeystvija/
http://azbyka.ru/deti/komp-yuternaya-zavisimost-u-detej-prichiny-formirovaniya-i-metody-profilaktiki
http://ipsyholog.ru/osnovnye-priznaki-kompyuternoj-zavisimosti-u-rebyonka/
Приложение № 1
Анкета для родителей «Жизнь в Сети»
Уважаемые родители, отметьте, пожалуйста, те пункты, которые Вам соответствуют.
Приложение № 2
Анкета для старшеклассников «Жизнь в Сети»
Ребята, отметьте, пожалуйста, те пункты, которые вам соответствуют.
Приложение № 3
Краткая характеристика различных групп подростков интернет-пользователей:
Родительский университет
«Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья
юношей и девушек»
А.И.Воробей, классный руководитель 10 класса ГУО «Щитковичская средняя школа Стародорожского района»
Целевая группа: родители учащихся X класса.
3-я четверть.
Цель: объяснение участникам родительского университета значения семейного воспитания в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
Задачи:
- информировать о проблемах молодых людей и способах их решения в области репродуктивного здоровья;
- определить навыки, необходимые современной молодежи для формирования ответственного и безопасного сексуального поведения;
- определить механизмы профилактики ранних половых связей и сохранения репродуктивного здоровья.
Вопросы для обсуждения:
Ход занятия:
Период юношества - период между половым созреванием и принятием молодыми людьми обязанностей и ответственности взрослых, является одним из последних социально-культурных новшеств. Ранняя половая зрелость и более позднее вступление в брак способствовали тому, что юность стала считаться отдельным этапом жизни.
Взрослая жизнь - это не только возрастной период, но и участие в труде и выполнение семейных обязанностей. Однако без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе семейной, или же в том случае, если сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежи не могут быть адаптированы к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного, с медицинской точки зрения, риска.
Исследования показывают, что в Республике Беларусь средний возраст, в котором девочки начинают вести половую жизнь,– 15,5 - 16 лет, мальчики – на полгода раньше» [2]. Актуальность данной темы очевидна. Задача родителей – иметь достоверные представления о репродуктивном здоровье, знать проблемы молодых людей в области репродуктивного здоровья, уметь преподнести эту информацию своим детям.
Факторы риска для репродуктивного здоровья.
Репродуктивное здоровье сводится к способности человека продолжать род. При его нарушении возникает бесплодие, являющееся серьезной проблемой в современном обществе. Удельный вес бесплодных браком в мире достигает 15% [1]. Если родители знают возможные его причины и своевременно принимают меры к их устранению, неприятностей можно избежать.
Необходимо, насколько это возможно, оградить ребенка от действия болезнетворных факторов, которые могут вызвать нарушения репродуктивного здоровья (травмы, инфекции, яды, переохлаждение и т.д). Следует своевременно, тщательно и в полном объеме лечить те заболевания, которые способны негативно повлиять на детородную функцию организма.
Родители должны обучать детей правилам гигиены тела и следить за их соблюдением.
Чем старше становится ребенок, тем больше внимания требуется уделять его сексуальному просвещению. Наряду с гигиеническими знаниями и знанием причин нарушения репродуктивного здоровья особое значение начинает приобретать информация о заболеваниях, передающих половым путем, наркомании и токсикомании, контрацепции и вреде абортов.
В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем 10 лет назад. В течение последних десятилетий резко активизировалась половая жизнь до вступления в брак, особенно в промышленно развитых странах (хотя в некоторых странах эта тенденция уже достигла своего пика и начала снижаться).
В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, и отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.
В период взросления подростки часто оказываются в ситуациях риска. Эти ситуации помогают им определить, способны ли они решать проблемы, с которыми соприкасаются. Подростки могут ошибочно считать свое поведение, особенно если оно аналогично поведению взрослых людей, как лишенное какого бы то ни было риска. Иногда подростки полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них являются сексуальные отношения, беременность и рождение детей. Однако раннее начало половой жизни и связанный с этим риск нежелательной беременности зачастую сочетается с другими рисками, такими как курение, потребление алкоголя и наркотиков, которые снижают способность людей принимать обоснованные решения, в результате чего их поведение становится еще более рискованным. В тех случаях, когда в результате раздоров в семье, социальных изменений, гражданских беспорядков или войн нарушены семейные связи или системы социального обеспечения, положение подростков становится еще хуже.
Разлад в семье и неудовлетворенность родителей личной жизнью, различные чрезвычайные ситуации, влияющие на положение семьи, могут повысить риск того, что дети станут объектом сексуальной эксплуатации. Боязнь заражения ВИЧ/СПИДом привела к тому, что некоторые взрослые предпочитают иметь контакты с молодыми партнерами, надеясь, что они не являются инфицированными. Чаще всего объектами интереса и соблазна являются молодые девушки из бедных семей, которым предлагаются экономические и общественные блага в качестве платы за сексуальную связь.
Многие подростки вступают в первую половую связь со своими ровесниками. Некоторые девушки-подростки после первого полового контакта испытывают чувство разочарования, особенно если вскоре после этого отношения прерываются. Девушки, как правило, надеются, что связь будет постоянной и беспрерывной; а юноши зачастую испытывают другие чувства. Сформировавшаяся в сознании людей роль мужчин и женщин предусматривает доминирование мужчин.
Мальчики и юноши ведут себя рискованно чаще, чем молодые женщины. Хотя риск, связанный с сексуальным и репродуктивным поведением, представляет опасность для обоих партнеров, женщины в значительно большей мере испытывают на себе его последствия.
Существует серьезная опасность для подростков в связи с ранним началом половой жизни. В последние десятилетия снизился возраст достижения девушками физической половой зрелости. В результате этого увеличился период, когда молодые люди сталкиваются с рисками, связанными с половой жизнью, включая:
Инфекциям, передаваемым половым путем, чаще всего подвержены молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. На этот возраст приходится также половина всех новых случаев инфицирования ВИЧ. Молодые женщины наиболее уязвимы в отношении ИППП. Опасность, связанная с ИППП и ВИЧ-инфекцией, возрастает из-за низкого статуса молодых женщин в обществе. Это зачастую приводит к тому, что их принуждают к половой жизни, и они не в состоянии убедить старшего по возрасту полового партнера пользоваться презервативами.
Риск, связанный с ИППП, особенно велик:
Рождение детей у подростков, как в браке, так и вне брака, зачастую является незапланированным.
Высокому уровню не планируемых беременностей способствует целых ряд факторов. К ним относятся:
Хотя в последние годы в программах охраны репродуктивного здоровья все больше внимания уделяется потребностям подростков, по-прежнему остается множество барьеров, которые препятствуют молодым людям иметь доступ к необходимым для них информации и услугам для предупреждения нежелательной беременности и ИППП.
Взрослые должны помочь подросткам осознать предстоящие родительские функции и выработать у наших детей ответственность за собственное здоровье. Подростки должны понять необратимый характер многих патологических изменений в организме, особенно в половой системе, которые в дальнейшем могут помешать их будущему материнству и отцовству.
Советы психолога родителям для обсуждения с подростками вопросов психосексуальных отношений
Сексолог Дебра Хеффнер в своей книге «От первых свиданий до взрослой жизни» пишет, что не нужно устраивать с ребенком один «большой разговор» про секс. Обсуждайте с ним эту тему шаг за шагом, выбирая подходящие моменты, — примерно так, как вы обсуждаете хорошие манеры, оказавшись за столом. Поводом для разговора может послужить и прочитанная книга, и любимая песня, и подготовка к уроку биологии. Например, увидев эротический эпизод в фильме, вы можете поговорить о том, что сексом занимаются не только для рождения детей, а первая влюбленность вашего подростка — повод обсудить контрацепцию.
Не стремитесь выглядеть идеальным — вы имеете право чувствовать дискомфорт или чего-то не знать. В таком случае Дебра советует сказать что-то вроде: «Признаюсь, мне неловко разговаривать с тобой на эту тему. Мои родители никогда не обсуждали со мной секс. Но это важно, и я хочу, чтобы мы могли говорить об этом откровенно».
Половое созревание девочек начинается с 8–9 лет, мальчиков — с 10–11. Начните разговор об этом заранее, чтобы ребенок был психологически готов к физическим и эмоциональным изменениям, которые с ним произойдут. Желательно, чтобы дети имели представление о пубертате уже в 8 лет. Рассказывайте им не только об их собственном развитии, но и об изменениях, которые происходят с противоположным полом: мальчикам — о девочках, а девочкам — о мальчиках.
Заменяя названия гениталий иносказаниями вроде «пирожков» и «краников», взрослые дают понять детям, что настоящие названия стыдные.
Секс-педагог Юлия Ярмоленко пишет, что правильно называть половые органы важно по нескольким причинам:
Чем раньше взрослые научат детей необходимым терминам, тем естественнее они будут их воспринимать и употреблять, когда это будет необходимо.
Дебра Хеффнер советует рассказать детям не только об опасностях, которые таит секс, но и о том, что он приносит радость, что оргазм — это очень приятно. Важно, чтобы подросток знал, что изучать и выражать свою сексуальность — нормально, что его тело может быть источником удовольствия. Но не забудьте подчеркнуть, что секс — это занятие для взрослых и что после полового созревания проходит еще 5–8 лет, прежде чем человек будет психологически готов к сексуальной жизни.
В некоторых западных школах есть тренинги, где подростки вслух произносят при других слово «презерватив» и фразу «Давай воспользуемся презервативом», чтобы в нужный момент без смущения предложить партнеру предохраняться.
Психолог Людмила Петрановская говорит, что важно убедить сына или дочь в том, что в предохранении нет ничего стыдного, это не признак недоверия к партнеру, а простая мера безопасности, которая убережет от нежелательной беременности и венерических заболеваний, ведь даже самый симпатичный человек может быть заражен и не знать об этом.
Некоторые родители считают, что свободный доступ к контрацептивам подтолкнет детей к сексу. Дебра Хеффнер пишет, что родители должны четко дать понять, что не хотят, чтобы их сыновья и дочери занимались сексом в юном возрасте, однако подростки должны иметь возможность предохраняться, если половой контакт все-таки состоится. Если вашему ребенку 12–13 лет, покажите ему, где у вас в доме хранятся презервативы, и подчеркните, что при необходимости он может ими воспользоваться.
Не забудьте сказать своим детям, что поддержите их в любом случае и что они всегда могут обратиться к вам, если подозревают, что беременны или у них заболевание, передающееся половым путем.
Если раньше секс до брака был табу, то сейчас, наоборот, групповое давление сверстников подталкивает подростка к сексу как можно раньше. Людмила Петрановская говорит, что важно убедить его, что никто не вправе диктовать ему, что норма, а что нет, распоряжаться его телом и настаивать на интимных отношениях. Что секс возможен только тогда, когда человек хочет этого сам, ведь это не просто механические действия, а ситуация, когда ты особенно уязвим и тебе легко сделать больно или неприятно. Поэтому решаться на секс нужно с тем, кому полностью доверяешь.
Учите подростка прислушиваться к себе, задавать себе вопросы: «Я соглашаюсь на это, потому что хочу сам или потому что боюсь потерять своего партнера?», «А без секса наши отношения будут продолжаться?».
Беседы о неприкосновенности тела должны вестись родителями с самого детства. Но физические перемены в облике подростка могут привлечь к нему повышенное внимание, и это повод еще раз поговорить о сексуальных домогательствах. И маленькие дети, и подростки должны знать правило «Нет-уйди-расскажи»: скажи «нет» человеку, который предлагает тебе что-то нехорошее, немедленно уйди от него и расскажи об этом надежному взрослому. Скажите, что это правило касается всех, в том числе и хорошо знакомых людей (по статистике, большинство изнасилований совершают знакомые, друзья семьи и родственники жертвы).
Расскажите, что для секса нужно согласие обеих сторон, а передумать и сказать «нет» можно в любой момент, даже если оба уже раздеты. На эту тему можно вместе посмотреть простой и остроумный видеоролик «Согласие. Просто как чай».
Многие родители избегают непростых тем, связанных с сексом, например гомосексуальность или аборты. Но только вы надежный источник, из которого ребенок может узнать неискаженную, взвешенную информацию. Не отзывайтесь презрительно о людях иной ориентации, объясните, что порно сильно отличается от реальности, что мастурбация — это нормальный инструмент познания собственной сексуальности.
Памятка для родителей
по вопросам половой неприкосновенности детей
Уважаемые родители!
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».
«Правило пяти «нельзя»
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.
6.Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе'' друзей из уголовного мира.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар.
Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома.
Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся.
Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?
Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка.
Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
III. Заключительная часть.
Ведущий уточняет, остались ли вопросы по теме занятия, и отвечает на них, затем предлагает ответить на вопросы:
- Какой вывод вы сделали для себя в результате нашего занятия?
- Что вы хотите рассказать своему ребенку?
Участникам занятия предлагается заполнить заранее подготовленную анкету:
Список литературы:
свернуть
«Тревожные сигналы: как понять, что ребенок подвергался домогательствам или насилию» (https://letidor.ru/psihologiya/trevozhnye-signaly-kak-ponyat-chto-rebenok-podvergalsya-domogatelstvam-ili-nasiliyu.htm);
«Домашняя травля: почему ребенка обижают в собственной семье. Это опаснейшая форма буллинга» (https://letidor.ru/psihologiya/domashnyaya-travlya-pochemu-rebenka-obizhayut-v-sobstvennoi-seme.htm);
«Сигналы тревоги: как понять, что ребенок страдает от комплексов» (https://letidor.ru/psihologiya/signaly-trevogi-kak-ponyat-chto-rebenok-stradaet-ot-kompleksov.htm);
«Остановитесь: 7 сигналов, что вы жестоки со своим ребенком» (https://letidor.ru/psihologiya/ostanovites-7-signalov-chto-vy-zhestoki-so-svoim-rebenkom.htm);
«Избегай незнакомцев!»: 4 строгих «нельзя», которым стоит научить ребенка. Это может спасти ему жизнь» (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);
«С какого возраста ребенок может ходить в школу один. Отвечают эксперты» (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);
«Эти советы помогут подростку справиться с тревогой, злостью и напряжением. Родителям на заметку» (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);
«3 ошибки воспитания, которыми сегодня грешат многие родители» (https://letidor.ru/psihologiya/3-oshibki-vospitaniya-kotorymi-segodnya-greshat-mnogie-roditeli.htm);
«Как помочь ребенку находить общий язык с особенными сверстниками. Разбираемся в непростом вопросе» (https://letidor.ru/psihologiya/kak-pomoch-rebenku-nakhodit-obshii-yazyk-s-osobennymi-sverstnikami.htm);
«Секс, смерть и развод: как разговаривать с ребенком на сложные темы с помощью картин, кино и книг» (https://letidor.ru/psihologiya/seks-smert-i-razvod-kak-razgovarivat-s-rebenkom-na-slozhnye-temy-s-pomoshyu-kartin-kino-i-knig.htm);
«Как перестать кричать на ребенка» (https://letidor.ru/psihologiya/kak-perestat-krichat-na-rebenka.htm).
свернутьИногда мы просто не знаем, как выразить ребенку свою любовь, что сказать, кроме “здорово” и “молодец”. А говорить об этом очень важно. Родительские слова, как волшебные талисманы, останутся с ребенком на долгие годы и будут защищать, вдохновлять и поддерживать всю жизнь.
Если мы хотим воспитать гармоничную личность, умеющую дарить и принимать любовь, радоваться жизни и быть благодарным, то стоит почаще говорить следующие фразы.
Рассказываем, чем может быть опасно осуждение действий подростка и как при этом не переборщить с похвалой.
Полезные советы для родителей на семейном образовании.
Малышу с рождения говорят, какой он умный, красивый и хороший. Взрослые умиляются первым шагам, словам и рисункам ребёнка, хвалят за самостоятельно завязанные шнурки и до конца съеденный суп. Но когда ребёнок идёт в школу, уровень похвалы резко снижается. Родители считают младшеклассника уже достаточно взрослым, и, так как его ведущей деятельностью становится учёба, начинают поощрять вчерашнего малыша только за хорошие отметки в дневнике.
Однако психологи считают, что хвалить детей и подростков нужно чаще. И вот почему.
Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Предлагаем вам несколько советов о том, как хвалить ребёнка, от психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елены Петрусенко.
Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «Спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне.
Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия.
Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности.
После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка. Есть соблазн просто бросить «Молодец!» и уйти отдыхать. Но это может ранить подростка. Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя. Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».
После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина.
Критика — это разбор чего-то с целью вынести оценку. Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение плохое, а даёте советы по улучшению текста. Такая критика нужна человеку, и вот почему:
Деструктивная критика может быть очень опасна для подростка. Неправильная обратная связь рушит самооценку, убивает интерес и порождает страхи. Советы Елены Петрусенко подскажут, как правильно критиковать, чтобы избежать детской травмы и заниженной самооценки в будущем.
Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».
Если ребёнок забыл сделать простое задание, которое вы ему дали, вежливо скажите, что расстроились и надеетесь, что завтра он его сделает. Этого будет достаточно. А ещё этим вы научите чувствовать разницу между катастрофой и неприятностью.
У детей не всегда всё получается с первого раза, а иногда они просто боятся что-то сделать. Вместо того, чтобы сорваться на него со словами «Не маленький уже, сам сделаешь», уделите время и научите ребёнка, помогите преодолеть ступор перед незнакомой задачей. Детям крайне важна помощь и ободрение значимых для них взрослых.
Иногда, достаточно взгляда, чтобы понять, осилит ли сейчас ребёнок серьёзный разговор, или, возможно, его грустный вздох скажет больше. Важно помнить, что вы не любите больше, когда хвалите и не любите меньше, когда критикуете. Это важно доносить в ваших словах и действиях.
А как же всё-таки хвалить правильно?
С трудом представляю себе родителей, которые перед похвалой срочно сверялись бы с тем «А что там говорят психологи по этому поводу». Но всё-таки наметить вектор движения можно.
Когда Вы кричите или бьете своего ребенка,
он не перестает любить Вас,
он перестает любить себя!
Задумайтесь!
Целью консультации является: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование поощрений и наказаний, переосмыслить их.
Данная информация поможет Вам взглянуть по другому на некоторые проблемы воспитания, взаимоотношения в семье и обогатит Ваш родительский опыт.
Выбор темы связан с тем, что сегодня многие родители, учителя, воспитатели воскрешают в памяти «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер и если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями и воспитателями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытыми, неуправляемыми. А мы зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми.
В контексте нашей темы хочется задать Вам вопросы, на которые мысленно постарайтесь ответить. У каждого из Вас в жизни были моменты, когда Вас поощряли. Каким было самое запоминающее поощрение вашей жизни? Что Вы чувствовали?
А теперь оглянитесь назад и вспомните примеры из собственного детства, когда Вас наказывали. Какова была Ваша реакция на это наказание? А что Вы чувствовали? Было ли эффективным оно для Вас? Чего в Вашей жизни было больше: поощрения или наказания?
Мини-лекция
Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. Реакция ребенка на поощрение – «у него вырастают крылья» (ответ мамы), поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо, жизненный опыт мал у ребенка, поэтому он склонен искать поддержку у родителей.
Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение). Младенец получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, слушая ее нежный голос, ощущая прикосновения заботливых и ласковых рук. Но, когда дети подрастают, родители начинают думать, что более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. Некоторые родители совершенно убеждены в том, что хвалить детей ни в коем случае нельзя. На самом деле в воспитании надо использовать как поощрение так и наказание, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.
Мало кто из родителей задает вопрос «Как детей хвалить?» Многим кажется, что это просто, если ребенок чему-то научился – это вполне естественно, почему надо хвалить.
Как правильно хвалить и критиковать ребенка (см. памятку).
Как поощрять ребенка в семье (см. памятку).
40 фраз, которые подарят детям крылья! (прилагается).
Возможные поощрения:
Вывод: каждый из родителей может научиться искусству поощрения, используя вербальные (слова), невербальные (без слов), и другие методы поощрения.
П.Ф.Лесгафт говорил, что роль любящего слова велика и с ним не может сравнится никакое наказание. С проблемой целесообразности применения наказаний сталкиваются как взрослые, так и дети.
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков, существуют разные позиции в отношении наказания. Первая позиция: «против» наказаний. Вторая позиция: «за» наказания.
Аргументы против наказаний:
– недопустимы физические наказания:
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него, каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший.
Аргументы «за».
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. К педагогически оправданным наказаниям относятся:
Мини-информация: если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять Леви В.Л.
Говорить «НЕТ» и запрещать:
Не замечать:
Отсутствие реакции помогает в основном в тех случаях, когда ребенок капризничает или впадает в гнев.
Изолировать:
Если ваш ребенок совершенно не может более управлять собой, вы можете его изолировать, оставив на время одного.
– оставьте ребенка на время одного, но не более 5 минут;
– обязательно объясните, почему вы это делаете, но не вступайте с ним в дискуссию;
– найдите для этого не самое приятное место;
– нельзя повторять это наказание часто, оно не будет действовать;
– обращайте больше внимания на все хорошие поступки, которые совершает ваш ребенок.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда и огорчения. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.
Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.
Уважаемые родители!
Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками.
Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов, не скупитесь на поощрения.
свернутьСоветы педагогам и родителям:
Если:
*ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
*ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
*ребёнка хвалят, он учится быть благородным
*ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
*ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
*ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
*ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
*ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
*ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
*ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
свернуть